понедельник, 10 ноября 2014 г.

Быть увлеченным

Участие в третьей екатеринбургской конференции сообщества гештальт-терапевтов вдохновило на многие размышления, одним из которых хочется поделиться.
В ходе лекции – круглого стола возник спор по поводу использования понятий «увлечение» и «развлечение».
Услышав со стороны многократное повторение коллегами этих слов я впервые обратила внимание на буквальный корень этих понятий – «влечение». Влечение, желание, потребность… Тогда мудрость языка очевидна:
-        Увлечение – быть У своей потребности, в контакте со своими желаниями и влечениями,
-        ОТвлечение – отойти ОТ своей потребности, отказаться от ее удовлетворения в пользу другого, занимающего время и внимание,
-        РАЗвлечение – рассредоточить, распределить, РАЗъединить свое внимание и энергию на удовлетворение широкого круга потребностей, возможно, не выделяя главной и значимой,
-        ПРИвлечение – ПРИобщение, присоединение дополнительных ресурсов к удовлетворению своего желания,
-        ЗАвлечение – скорее, приставка ЗА в значении начала действия, т.е. зарождение потребности,
-        ВОвлечение – погрузиться В свое желание, удовлетворение своей потребности
Думаю, этот список можно еще продолжить…

Ко мне часто приходят клиенты с переживаниями бессмысленности жизни, своих действий и переживаний. Мне и самой знакомо это состояние.
Я и раньше «понимала» и исходила в своей работе из того, что противоположностью к состоянию бессмысленности является не призрачная «осмысленность», а увлеченность жизнью, вовлеченность в нее (именно такие слова я читала в книгах). Но, очевидно, я понимала это по-другому: я говорила так – «быть увлеченным, заниматься интересной деятельностью, быть удовлетворенным в общении, жить полноценной жизнью» и тому подобное, собирая все в одну малопонятную кучу…  На самом деле – все гораздо проще для понимания.
Когда человек У-ВЛЕЧЕН жизнью, ВО-ВЛЕЧЕН – это значит, он осознает свои потребности, желания и нужды, действует в сторону их удовлетворения и испытывает широкий спектр приятных переживаний при их удовлетворении. Если человек действует не исходя из собственных потребностей и желаний, ОТ-ВЛЕКАЕТСЯ от себя в каких-то действиях, - разумеется, первое, что он будет чувствовать – бессмысленность. Бессмысленность всего происходящего вокруг, ведь потребности человека в этом случае так и остаются неудовлетворенными.
Именно поэтому увлеченность и вовлеченность – не есть формальная активность, общительность, задействованность в чем-то. Не отвечающая собственным потребностям безудержная активность – это псевдовитальность, жизненности в ней мало, а лишь усталость и истощение после. Увлеченность – это чувствительность к своим потребностям и действия для их удовлетворения.
Тогда ответ на вопрос «В чем смысл жизни?» находится где-то рядом с ответом на вопрос «Чего на самом деле я хочу и что я для этого делаю?».

Увлекайтесь!

Комментариев нет:

Отправить комментарий